главная страница \\ приказы Минздрава \ концепция развития здравоохранения

Ключевые направления модернизации здравоохранения
Российской Федерации до 2020 г.

Раздел II. Доступная и качественная медицинская помощь

Особую значимость в Концепции имеет раздел по гарантированному обеспечению населения качественной медицинской помощью. Что такое качественная медицинская помощь? Как заявляли представители Минздрава, они исходили из дефиниций качественной медицинской помощи, которая была представлена ВОЗ:

Качественной медицинской помощью является та помощь, которая обеспечивает лучшие результаты на базе современного уровня знаний и технологий при минимально необходимых тратах на эту помощь.

В этом определении важно всё: эффективность, доказательность, экономичность.

Результативность функционирования здравоохранения зависит от нескольких взаимосвязанных факторов:

1. Совершенствование организационной системы

Ноги нашей системы здравоохранения растут из земской медицины. Все принципы (участковость, общедоступность, бесплатность для всех плательщиков земских повинностей, диспансеризация) были разработаны ещё в XIX веке. Земскими врачами были впервые разработаны и внедрены индивидуальные карты больных, позже признанные наиболее совершенной формой сбора данных о заболеваемости в амбулаторных условиях.

Вначале была апробирована разъездная система, при которой земские врачи последовательно объезжали входящие в земство населённые пункты и оказывали необходимую помощь по месту проживания больных. Но при этом много времени впустую тратилось на переезды врача из одного селения в другое. Поэтому произошла замена разъездной системы на врачебные участки, которые продолжают существовать в России до настоящего времени.

На фундаменте земского здравоохранения и сформировалась наша современная двухуровневая система оказания медицинской помощи (или модель Семашко, как называют её за рубежом) — две мало интегрированные между собой структуры: амбулаторно-поликлинический этап (поликлиника, скорая) и стационар.

Обратите внимание, что санатории в этой схеме отсутствуют. У Минздрава почти не было собственных санаториев (в большинстве случаев они находились в ведомственном подчинении или у профсоюзов; хотя за Минздравом числится около 48 санаториев).

У нас врач первого контакта — это участковый терапевт. Заболев, человек обращается в поликлинику, и лечится дома по назначениям участкового терапевта или узкого специалиста поликлиники. Часть пациентов по направлению врачей поликлиники или самостоятельно через службу «скорой помощи» попадает в стационар, где проводит в среднем 2-4 недели. Затем больные возвращаются домой якобы под наблюдение участкового терапевта (на самом деле — под собственное наблюдение).

За рубежом врач первого контакта — это врач общей практики (или семейный врач). В 2005 в России был взят курс на постепенный переход от принципа обслуживания пациентов через поликлиническую сеть к созданию общих врачебных практик, где трудились бы специалисты-универсалы (приказ Минздравсоцразвития от 17.01.2005 № 84 «О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача).

Но оказалось, что поликлинику рано ещё списывать со счетов:

Поэтому пришли к выводу, что система общей врачебной практики — это наиболее удобная форма обслуживания жителей малонаселённых районов. И именно в удалённых районах и в сельской местности Минздрав надеется развивать эту систему.

По-иному организована за рубежом и схема оказания экстренной помощи. В случае развития неотложного заболевания или травмы пациент обращается по единому телефону экстренных служб (911 для США или 112 для Европы) и бригада парамедиков (служба доставки), не разбираясь, доставляет его в отделение Скорой помощи.

Работу крупного отделения коррекции неотложных состояний хорошо иллюстрирует американский телесериал «Скорая помощь». При поступлении пациенту проводят обследования для уточнения диагноза, стабилизируют состояние. Дальше часть пациентов выписывается домой с конкретными рекомендациями для семейного врача, другие продолжают лечение в режиме активного патронажа в стационаре на дому.

Некоторые пациенты (в более сложных случаях или при невозможности быстрой коррекции состояния) поступают на госпитальную койку. Там в течение нескольких дней (средний срок пребывания в стационаре — 4,7 суток) осуществляется курс интенсивного лечения. После этого часть больных переводится в отделение реабилитации, в режим стационара на дому, кто-то в хоспис или другие медико-социальные койки.

Освобождение госпитальной койки в пользу лечения в «стационаре на дому» имеет большие плюсы. Больной находится в привычной для себя домашней обстановке, как правило, лучше отдыхает и высыпается. К нему регулярно приезжает патронажная сестра (фактически именно она ведёт пациента), периодически — врач, которые делают все необходимые процедуры, инъекции, перевязки, анализы и т.п. И при этом нет дополнительных расходов на питание, водо- и электроснабжение, отопление, постельное бельё, ремонт и пр. Не надо содержать санитарок, тратить средства на дезинфекцию палат, туалетов, пищеблоков, борьбу с госпитальными и респираторными инфекциями и т.п.

Совершенствование организации медицинской помощи в нашей стране будет основано на трёх блоках:

Кроме того, в России будет создана трёхуровневая система здравоохранения:

1 уровень. Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь, организованная по территориально-участковому принципу, была и остаётся приоритетным направлением отечественного здравоохранения в силу огромных размеров страны и неравномерной плотности населения.

2 уровень. Стационарная помощь
3 уровень. Реабилитация

Ни в одной из предыдущих Концепций развития здравоохранения, включая советский период, этот этап не входил (помните, у Минздрава не было собственных санаториев?). Таким образом, в России создаётся трёхуровневая (вместо двухуровневой) система здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, стационарная помощь и служба восстановительного лечения (реабилитации).

4 уровень. Парагоспитальная служба

Это всего лишь пилотный проект, который будет запущен в тех регионах, которые достигнут хорошего развития к 2014-2015 году.

Суть проекта: создаётся организационная структура, в которую объединяются приёмное отделение стационара и станция скорой помощи, плюс службы выписки и маршрутизации больных, патронажные службы первичного звена и службы долечивания.

Эта служба будет предназначена для:

Далее в файле Ключевые направления модернизации здравоохранения

Демографическая ситуация в Российской Федерации.

Цели и задачи Концепции развития здравоохранения до 2020 года.

Формирование здорового образа жизни.

Переход к трёхуровневой системе оказания медицинской помощи.

Государственные гарантии и стандартизация медицинской помощи.

Информатизация здравоохранения. Правовое обеспечение концепции.

Кадры: диспропорции, регистр специалистов, кадровая политика.

Новые организационно-правовые формы (автономные учреждения).

Презентация (формат pptx). Текстовкой является данный файл.

Дата создания файла: 12.01.2011
Документ изменён: 20.01.2011
Copyright © Ванюков Д.А.

Концепция


раздел
ПРИКАЗЫ

содержание файла
Ключевые направления модернизации здравоохранения:

1. Демография

2. Цели и задачи Концепции

3. Формирование ЗОЖ

4. Совершенствование системы

5. Стандартизация медицины

6. Информатизация медицины

7. Кадровая политика

8. Автономные учреждения

9. Презентация (pptx)


Поиск по сайту:

Advertisement
Advertisement has no influence on content